Мировая экономика и международные экономические отношения  

Мировая экономика и международные экономические отношения

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российский государственный гуманитарный университет»

(РГГУ)

ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ, ПРАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Программа

Междисциплинарного государственного

Экзамена по направлению

080100 – «Экономика»

Профиль «Финансы и кредит»

Москва 2013

Составители:

д.э.н., профессор Гельвановский М.И.

к.э.н., доцент Гуковская А.А.

к.э.н., доцент Джавадова С.А.

к.э.н., доцент Збировская Е.П.

к.э.н., ст. преподаватель Зубов Я.О.

к.э.н., доцент Кириллова Л.Н.

к.э.н., доцент Леонова И.В.

д.э.н., доцент Нестеренко Ю.Н.

к.э.н., доцент Осиповская А. В.

д.э.н., профессор Погудаева М.Ю.

к.э.н, ст. преподаватель Черникина Е.В.

к.э.н., ст. преподаватель Шигалева Л.М.

отв. Редактор д.э.н., профессор Нестеренко Ю.Н.

Программа междисциплинарного государственного экзамена утверждена на заседании кафедры финансов и кредита.

Протокол № от сентября 2013 г.

Программа междисциплинарного государственного экзамена утверждена на заседании Совета Института экономики, управления и права

Протокол № от сентября 2013 г.

© Российский Государственный

Гуманитарный Университет, 2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС ВПО) подготовки бакалавров по направлению 080100 «Экономика» (утверждённым приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21декабря 2009 года, №747), государственный экзамен, как форма итоговой государственной аттестации, направлен на установление соответствия уровня профессиональной подготовки выпускников требованиям ФГОС ВПО.

Программа итогового государственного экзамена ООП ВПО по направлению 080100 «Экономика» (квалификация(степень) – бакалавр) разработана в соответствии с ФГОС ВПО.

I. Требования к результатам освоения ООП

Во время итогового государственного экзамена выпускник должен показать свою способность, опираясь на полученные знания, умения и сформированные общекультурные и профессиональные компетенции, решать на со-временном уровне задачи своей профессиональной деятельности, профессионально излагать специальную информацию, научно аргументировать и защищать свою точку зрения.



В соответствии с ФГОС ВПО подготовки бакалавров по направлению 080100 «Экономика» выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями(ОК):

· владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

· способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем (ОК-4);

· уметь использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);

· способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

· способностью понимать сущность и значение информации в развитии

современного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны(ОК-12).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

· способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

· способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-2);

· способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

· способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);



· способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);

· способностью на основе описания экономических процессов и явлений

строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

· способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);

· способностью анализировать и интерпретировать данные отечествен-ной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);

· способностью, используя отечественные и зарубежные источники ин-формации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);

· способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

· способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий(ПК-13).

Во время итогового государственного экзамена выпускник должен продемонстрировать знания, умения, навыки, необходимые для успешной профессиональной деятельности, в том числе:

знание:

· закономерностей функционирования современной экономики;

· основных понятий, категорий и инструментов экономической теории и прикладных экономических дисциплин;

· основных особенностей ведущих школ и направлений экономической науки;

· методов построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов;

· основ построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;

- основных особенностей российской экономики, её институциональной структуры, направлений экономической политики государства;

умение:

· анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты;

· выявлять проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций, предлагать способы их решения с учетом критериев социально-экономической эффективности, оценки рисков и возможных социально-экономических последствий;

· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;

· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

· анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

· анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;

· строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

· прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений;

владение:

· методологией экономического исследования;

· современными методами обработки и анализа экономических и социальных данных;

· современной методикой построения эконометрических моделей;

· методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления;

· навыками самостоятельной работы.

Программа включает разделы, отражающие содержание основных дисциплин, необходимых для подготовки бакалавров по направлению «Экономика» профиль «Финансы и кредит».

Характер программы обусловил специфику составления экзаменационных билетов. Каждый экзаменационный билет содержит три вопроса. Первые два вопроса – теоретические. Первый формируется по дисциплинам базовой части общепрофессионального цикла, которые создают методологическую основу направления подготовки. Второй вопрос отражает особенности профессиональной деятельности бакалавра с учетом профиля подготовки.

Третий вопрос носит практический характер и включает ситуацию, расчетную задачу или практическое задание.

К сдаче государственного экзамена допускаются студенты, полностью выполнившие учебный план подготовки бакалавров.

Результаты государственного экзамена студентами определяются оценками: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Оценка "ОТЛИЧНО" - выставляется студенту, если он: показывает глубокие и всесторонние знания по содержанию отдельных дисциплин в соответствии с программой государственного экзамена, отлично ориентируется в обязательной и дополнительной литературе и требованиях соответствующих документов; самостоятельно, логически стройно и последовательно излагает материал, демонстрируя умение анализировать различные научные взгляды, аргументировано отстаивать собственную научную позицию; творчески увязывает теоретические положения с юридической, экономической, психологической и другими видами практики, обладает высокой культурой речи.

Оценка "ХОРОШО" - выставляется студенту, если он: показывает твердые знания отдельных дисциплин, включенных в состав государственного экзамена, в соответствии с программой, хорошо ориентируется в обязательной литературе, знает требования соответствующих документов; самостоятельно и последовательно излагает материал, предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды и обосновать собственную теоретическую позицию; умеет увязывать теоретические положения с юридической, экономической и другими видами практики; отличается развитой речью.

Оценка "УДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - выставляется студенту, если он: в основном, показывает знания отдельных дисциплин, включенных в состав государственного экзамена в соответствии с программой, ориентируется лишь в некоторых источниках и литературе, знает отдельные требования соответствующих документов; материал излагает репродуктивно, допуская некоторые ошибки; предпринимает попытки анализировать различные научные взгляды, обосновать собственную научную позицию по требованию комиссии; с трудом умеет установить связь теоретических положений с практикой; речь не всегда логична и последовательна.

Оценка "НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНО" - выставляется студенту, если он: демонстрирует незнание основных положений отдельных дисциплин, включенных в состав государственного экзамена; не ориентируется в источниках и обязательной литературе; не знает требований соответствующих документов; не в состоянии ответить на вопросы комиссии, обосновать собственную научную позицию; не умеет устанавливать связь теоретических положений с практикой; речь слаборазвита и маловыразительна.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Микроэкономика

Введение в экономическую теорию. Экономическая теория и экономическая практика; экономические агенты (рыночные и нерыночные), теневая экономика; собственность и хозяйствование: теория «пучка прав собственности», экономические интересы, цели и средства, экономическая рациональность: выбор оптимального решения; конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации (в т.ч. классификация ресурсов), полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, товар и деньги; фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, индексы Паше, Ласпейреса и Фишера; кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средник величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс индивида между потреблением и досугом; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; ex ante и ex post величины; сравнительное преимущество; Парето-эффективность.

Рынок, совершенная конкуренция, закон предложения, закон спроса, равновесие, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, эластичность; теории поведения потребителя и производителя (предприятия); бюджетное ограничение, кривые безразличия, предельные нормы замещения, эффекты дохода и замещения по Хиксу, кривая компенсированного спроса; максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков, включая ресурсные; рыночная власть, индекс Херфиндаля-Хиршмана, монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, теория игр и стратегическое поведение фирм, функции реакции фирм, равновесие Курно, Нэша, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли) ; производственная функция (общий случай, линейная, Кобба-Дугласа, CES), валовые выручка (доход) и издержки; чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); факторы производства: труд (рабочая сила), физический капитал, земля, предпринимательские способности; рынки факторов производства, рента, заработная плата, процент, прибыль; экономика неопределенности и риска: причины, виды, пути снижения риска; теория поведения домашних хозяйств: однопериодное, двухпериодное и многопериодное бюджетные ограничения, межвременный выбор, влияние постоянных и временных сдвигов производственной функции, ограничения ликвидности для домашних хозяйств; общественные блага, общественный выбор и проблема «безбилетника», поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки, внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера; асимметрия информации и негативный отбор, сигналы рынка, анализ отношений «принципал-агент»; ящик Эджуорта, общее равновесие.

Макроэкономика

Общественное воспроизводство, система национального счетоводства, резидентные институциональные единицы; макроэкономические показатели: национальное богатство, валовой внутренний продукт (ВВП) – методы расчета, национальный доход, личный располагаемый доход, качество и уровень жизни, индекс человеческого развития, кривая Лоренца, коэффициент Джини, конечное потребление, модели потребления: кейнсианская, жизненного цикла (Модильяни), постоянного дохода (Фридмана), сбережения, инвестиции (валовые и чистые), q-теория инвестиций Тобина; отраслевая структура национальной экономики, реальный и финансовый секторы, межотраслевой баланс; теории экономического роста, модель Солоу, «золотое правило накопления»; макроэкономическое равновесие: основные модели совокупного спроса и совокупного предложения – модель AD-AS, модель IS-LM; основные макроэкономические проблемы: цикличность, безработица, социальная политика, инфляция; формулы Оукена, Лукаса и кривые Филипса; адаптивные и рациональные ожидания, гистерезис; теории денег, денежное обращение. Равновесие денежного рынка, модель оптимального управления наличностью Баумоля-Тобина, рынок ценных бумаг и виды биржевых операций, монетарная политика; государственный бюджет, его дефицит и профицит, теорема эквивалентности Риккардо; налоговая система, фискальная политика, стабилизационная политика; закрытая и открытая экономика, номинальный и реальный валютные курсы, фиксированный и плавающий курсы валюты, паритет покупательной способности; сравнительный анализ эффективности инструментов макроэкономической политики государства.

Мировая экономика и международные экономические отношения


2177561406145698.html
2177650440273664.html
    PR.RU™