Характеристика рынка совершенной кон­куренции

Рынок совершенной конкуренции, как уже было отмечено, – это теоретическая модель, предполагающая наличие истинно конкурентных рыночных условий и отношений между субъектами. Хотя в реальной экономической жизни данной рыночной структуры нет, все же в литературе в качестве примера совершенно конкурентного рынка приводят рынок ценных бумаг, валютный рынок, рынок пшеницы. Насколько далеки существующие рыночные структуры от совершенства, можно определить только на основе сравнения их основных экономических параметров с некоторым эталоном, «идеалом», в качестве которого и выступают совершенно конкурентные фирмы.

На основе анализа характеристик совершенной конкуренции (см. табл. 6.1) можно сделать определенные выводы. Отдельная фирма, функционирующая как совершенный конкурент, не может быть крупной, поскольку отраслевой объем производства делится между большим количеством фирм, т.е. доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что она не может повлиять на рыночную цену. Любое повышение цены фирмой приведет к полному отказу потребителя от ее продукции, поскольку еще огромное количество фирм предлагает на рынке абсолютно такой же стандартизированный товар по более низкой цене. Снижение цены одной фирмой в целях привлечения покупателей приведет к убыткам, так как в условиях совершенной конкуренции фирмы не получают экономической прибыли (это будет дальше рассмотрено более подробно). Следовательно, отдельная совершенно конкурентная фирма может продать любое количество продукции по одной и той же цене, что означает абсолютную эластичность спроса на ее продукцию. Эта цена складывается на отраслевом рынке в процессе взаимодействия отраслевого спроса и отраслевого предложения. Для отрасли, которая представляет собой совокупность всех фирм, увеличение объема предложения происходит только в случае увеличения цены, т.е. кривая отраслевого предложения имеет положительный наклон, отражающий закон предложения. Между тем покупатели готовы приобретать больший объем продукции только при снижении рыночной цены, т.е. кривая спроса имеет отрицательный наклон в соответствии с законом спроса.

Функция спроса на продукцию совершенно конкурентной фирмы, имеющая абсолютно эластичный характер, совпадает с функциями среднего и предельного дохода (рис. 6.1), так как

MR =−∆∆QTR = P∆⋅∆QQ = P

Валовой доход (выручка) постоянно увеличивается на одну и ту же величину, равную рыночной цене, т.е. его функция носит линейный характер.

Поскольку фирма не может влиять на рыночную цену, единственным способом увеличения прибыли в краткосрочном периоде является поиск оптимального объема производства , при котором прибыль, определяемая как разница между валовым доходом и издержками производства, достигает максимальной величины либо, если деятельность фирмы убыточна, разница между издержками производства и валовым доходом достигает минимальной величины (минимизация убытков).


2178753697109067.html
2178781647591838.html
    PR.RU™