Правовой статус Совета Безопасности 6 страница  

Правовой статус Совета Безопасности 6 страница

Принципиальную важность, особенно на нынешнем, переломном этапе развития международных отношений, имеют подтвержденные в декларации обязательства усилить главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопасности, центральную роль ООН в деле поддержания мира и обеспечить эф­фективное функционирование системы коллективной безопасности, предусмотренной Уставом ООН.

Важное место в декларации отводится обязательствам повышать эффективность деятельности ООН по реагированию на конфликт­ные ситуации на всех этапах - от предотвращения и урегулирования до постконфликтного миростроительства.

Декларация особо подчеркивает необходимость разработки в рам­ках системы ООН и на более широкой основе всеобъемлющих и ком­плексных стратегий для устранения коренных причин конфликтов, включая их экономические и социальные аспекты.

Декларацию отличают конкретный и практический характер пред­лагаемых мер и задач в такой ставшей одной из центральных облас­тей деятельности Совета Безопасности, как проведение операций ООН по поддержанию мира. В документе подтверждается решимость Совета Безопасности укрепить операции ООН, наделив их четкими, авторитетными, выполнимыми и надлежащими мандатами; включив в эти мандаты эффективные меры по обеспечению безопасности и ох­раны персонала ООН и, где это возможно, по защите гражданского населения; приняв меры для содействия ООН в получении обученно­го и надлежащим образом оснащенного персонала для операций по поддержанию мира; активизировав консультации со странами, предо­ставляющими войска, при принятии решений о таких операциях; ук­репив потенциал ООН в деле планирования, учреждения, развертыва­ния и проведения операций по поддержанию мира и обеспечения бо­лее отвечающей современным требованиям и надежной основы для финансирования операций по поддержанию мира. В декларации отражены и новые тенденции и потребности в раз­витии миротворческой деятельности ООН. В ней совершенно обос­нованно ставится задача дальнейшего укрепления способности ООН быстро развертывать операции по поддержанию мира и содержится настоятельный призыв к государствам - членам ООН своевременно выделять достаточные ресурсы. В ней специально отмечается крайне важное значение разоружения, демобилизации и реинтеграции быв­ших комбатантов и подчеркивается, что такие программы следует, как правило, включать в мандаты операций по поддержанию мира.

Декларация намечает ряд мер, направленных на пресечение неза­конного потока стрелкового оружия в районы конфликтов, незакон­ной эксплуатации и торговли товарами, которые имеют высокую цен­ность и способствуют эскалации или продолжению конфликтов. В ней подчеркивается также необходимость привлечения к ответствен­ности лиц, виновных в совершении преступлений против человече­ства, геноцида, военных преступлений и других серьезных наруше­ний международного гуманитарного права.



В декларации не обходится вниманием и такой ставший в послед­нее время острым вопрос, как необходимость продолжать обучать миротворческий персонал предотвращению распространения ВИЧ/ СПИД и борьбе с ними в ходе всех операций. В ней важное место отводится такой принципиальной проблеме последнего времени, как совершенствование взаимодействия между ООН и ее региональны-

ми звеньями. В ней содержится прямой призыв к укреплению соглас­но главе VIII Устава ООН сотрудничества и связей между ООН и ре­гиональными или субрегиональными организациями или механиз­мами, в частности в связи с операциями по поддержанию мира. Так, подчеркивается важность дальнейшего сотрудничества и эффектив­ной координации между ООН и Организацией африканского единства (ОАЕ) и африканскими субрегиональными организациями в урегулировании конфликтов в Африке, а также важность оказания более активной поддержки механизму ОАЕ по предупреждению, ре­гулированию и разрешению конфликтов.

Принципиально важное значение имеет положение декларации о том, что ответственность за разрешение споров и конфликтов в конечном счете несут сами стороны и что операции по поддержа­нию мира, направленные на содействие осуществлению мирных договоренностей, могут увенчаться успехом только при наличии у всех соответствующих сторон подлинной и твердой приверженно­сти делу мира. С учетом центральной роли Совета Безопасности в системе органов ООН в декларации содержится призыв ко всем го­сударствам активизировать усилия, с тем чтобы освободить мир от бедствий войны.

Рассмотрев 7 марта 2001 г. в ходе открытых прений в Совете Безо­пасности с участием стран, не являющихся членами Совета, текст указанной декларации, Совет Безопасности отметил прогресс, до­стигнутый в деле воплощения в практические результаты принятых на его заседании в ходе саммита обязательств, и заявил о своей реши­мости активизировать усилия в этом направлении. В заявлении Пред­седателя Совета Безопасности по этому вопросу от 22 марта 2001 г. было отмечено важное значение декларации как вклада в разработку целенаправленной стратегии и формирование общего видения под­держания международного мира и безопасности и более глубокой и широкой вовлеченности в этом смысле государств-членов и между­народного сообщества в целом. В заявлении указывалось также, что Совет Безопасности рассмотрит предстоящий доклад Генерального секретаря ООН о предотвращении конфликтов, его рекомендации по укреплению потенциала ООН в области разработки стратегий миро-строительства, доклад, подготовленный Рабочей группой Совета по операциям по поддержанию мира, и рекомендации о совершенство­вании трехсторонних отношений между Советом Безопасности, стра­нами, предоставляющими войска, и Секретариатом ООН, которые



будут подготовлены его Рабочей группой по операциям по поддержа­нию мира, и примет по ним решения. Совет Безопасности вновь зая­вил о своем намерении периодически проводить обзор осуществле­ния его резолюции 1327 от 13 ноября 2000 г. об укреплении операций по поддержанию мира; особо отметил необходимость более тесного сотрудничества и взаимодействия в рамках системы ООН в деле реа­гирования на вызовы миру и безопасности, в том числе в устранении коренных причин конфликтов; выразил также готовность к тому, что­бы и далее содействовать налаживанию с региональными и субрегио­нальными организациями продуктивных рабочих отношений реаги­рования на конфликты.

С 1987 г. сложилась такая оригинальная форма деятельности Со­вета Безопасности, как проведение встреч министров иностранных дел пяти постоянных членов Совета с Генеральным секретарем ООН. Жизнь показала, что такие встречи весьма полезны и плодотворны. На встречах, первая из которых состоялась 25 сентября 1987 г. и ко­торые затем ежегодно проводились в сентябре последующих лет, про­ходил обмен мнениями по широкому кругу ключевых международ­ных проблем и согласовывались позиции по многим из них, что спо­собствовало налаживанию взаимодействия между постоянными членами и между ними и Генеральным секретарем ООН. Так, на встре­чах, состоявшихся 25 сентября 1995 г., 26 сентября 1996 г. и 25 сентяб­ря 1997 г., министры с удовлетворением отметили значительные ус­пехи ООН и ее центральную роль за прошедшие 50 с лишним лет в обеспечении международного мира и безопасности в соответствии с Уставом ООН. Они подчеркнули главную ответственность Совета Безопасности за поддержание международного мира и безопаснос­ти и отметили растущую позитивную роль региональных организа­ций, в том числе СНГ, в предотвращении и урегулировании конф­ликтов. Министры подчеркнули необходимость дальнейших шагов по оживлению, укреплению и реформированию системы ООН, на­правленных на адаптацию ООН. Они выразили надежду, что доклад Генерального секретаря ООН «Обновление ООН: программа рефор­мы» будет содействовать повышению качества, эффективности и ре­зультативности деятельности ООН, и подчеркнули, что процесс ре­формирования ООН должен основываться на здоровой финансовой базе. Встречи подобного формата стали традиционными и проводи­лись регулярно в конце сентября в 1998, 1999, 2000 и последующих годах.

В 90-е годы широкое применение получили проводимые в рамках Совета Безопасности неофициальные встречи по «формуле Арриа», названные так по имени представителя Венесуэлы в Совете Безопас­ности Д. Арриа. С процедурной точки зрения такие встречи носят на­столько неформальный характер, что как бы выходят за рамки рабо­ты Совета Безопасности. Такие встречи проводятся не Председате­лем Совета, а любой делегацией. Соответственно каждый из членов Совета Безопасности сам определяется в отношении уровня своего участия. При этом стопроцентная явка на такие встречи необязатель­на. По итогам таких встреч не бывает никакой реакции со стороны Совета Безопасности.

Таким образом, «формула Арриа» предполагает проведение встречи полуофициального характера с предоставлением соответствующего пе­ревода и в определенной «ассоциации» с Советом Безопасности. Встре­чи по «формуле Арриа» предусматривают следующий сложившийся по­рядок: присутствие участников в личном качестве; отсутствие табличек с названием стран, неведение протокола встреч и неприсутствие пред­ставителей Секретариата ООН. С 1993 г. по 2001 г. члены Совета Безо­пасности провели более 80 заседаний по «формуле Арриа», причем на некоторых были представители неправительственных организаций (один в 1996 г., два - в 2000 г. и шесть - в 2001 г.). Так, примером встреч по «формуле Арриа» может служить неофициальная встреча Я. Арафата 4 марта 1997 г. по вопросу о строительстве израильских поселений на палестинских территориях, включая Иерусалим.

Следует упомянуть также о состоявшемся 6 марта 2001 г. заседа­нии по «формуле Арриа» с Генеральным секретарем НАТО. Это был первый раз, когда Генеральный секретарь НАТО встретился с члена­ми Совета Безопасности35.

Таким образом, за годы своей деятельности Совет Безопасности разработал и применял довольно широкий арсенал методов и средств в целях мирного урегулирования споров, восстановления и поддер­жания международного мира и безопасности. Разумеется, не все из этих методов и процедур оказались эффективными. Однако харак­терной особенностью Совета Безопасности является его признанная способность адаптироваться к быстроменяющимся условиям разви­тия межгосударственных отношений и соответственно совершенство­вать свои методы и процедуры реагирования и воздействия на возни­кающие споры и конфликты между государствами.

Основной формой принимаемых Советом Безопасности решений на протяжении всей его деятельности являлись резолюции. Вместе с тем в практике Совета Безопасности наряду с резолюциями все более заметную роль стали играть заявления Председателя Совета. Так, если за первое десятилетие (1946-1955 гг.) деятельности Совета Безопас­ности было принято 4 заявления Председателя, то за 1976-1985 гг. их было уже 46. За 55 лет деятельности Совета Безопасности (по 2000 г. включительно) было одобрено свыше 500 заявлений Председателя Совета Безопасности по самым различным вопросам, внесенным в его повестку дня.


2179944832459058.html
2179995986737654.html
    PR.RU™